25 октября состоялась премьера трагикомедии «М. и Ж.»
Новый спектакль к открытию 31 театрального сезона в Смоленском Камерном Театре режиссёр Александра Иванова собирала из четырёх произведений — а именно из пьесы Надежды Птушкиной «Пизанская башня», пьесы «Не такой, как все» Алексея Слаповского, поэмы Роберта Рождественского «Монолог женщины» и философского трактата Эриха Фромма «Искусство любить». Это называется термином «литературная основа», но, по сути, это склейка из четырёх совершенно разных по темпу, тексту, содержанию и даже форме произведений, зачем-то щедро сдобренная танцами. Сразу бросилось в глаза, что иногда герои переходят с прозы на стихи и наоборот, это режет слух и рушит целостность самого действия на мой взгляд.
По сути. в основе лежит история двух пар, которые состоят из абсолютно стереотипных и потому довольно скучных героев. Только представьте — некий диванный футбольный болельщик, его жена, в которой кроме истеричности и меркантильности я ничего не заметил, некий «ботаник» и его мамаша, мечтающая женить сыночка и отдалённо напоминающая бизнес леди с депрессией и с идеей что ей надо осчастливить скучного и неинтересного мужчину, чтобы тот выполнил ей роль антидепрессанта. Рассматривать мужчину как «флуоксетин» на ногах — это, по меньшей мере, странно со стороны автора.
Однако вернёмся к героям, они, как я написал выше, стереотипны, причём настолько сильно, что получается сильный перекос в сторону гротескности. И при всём этом, у каждого из них отсутствует характер, какая-то «изюминка», то, за что мы можем полюбить героя. Но там внутри пусто, только крики, разборки и хотелки. По сути, это спектакль далеко не о любви, а о совершенно огромном, я б даже сказал о гипертрофированном эгоизме, что подтверждается финальным высказыванием в стиле «не полюбишь себя, не сможешь полюбить никого». Вечное и такое избитое утверждение.
Конечно, склейка четырёх разных произведений — это неоднозначный и на мой взгляд смелый эксперимент со стороны режиссёра, однако, я задаюсь вопросом, а стоило ли так мудрить для трагикомедии? Но, если речь уже пошла о постановочном процессе, то тут стоит отдать должное Александре Ивановой, она абсолютно правильно и безошибочно подобрала актёров и они довольно органично вжились в свои роли. В особенности приятно было посмотреть на Павла Пирожкова, прогресс которого как актёра очень заметен и как всегда великолепного Николая Фарносова. Талант последнего, на мой взгляд, уже давно перерос как сцену СКТ, так и региональную театральную сцену в общем.
Текст и фото: Сергей Покровский